К вопросу об языковом аспекте школьной реформы 1958 г.: украинские и общесоюзные реалии
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2021.3-4.1.05Ключевые слова:
Советская школа, язык обучения, Н. С. Хрущев, Советская УкраинаАннотация
В статье анализируются мало изученные в современной историографии языковые аспекты «хрущевской» школьной реформы 1958 г., причины и цели языковых преобразований. Необходимо учитывать, что по сравнению с межвоенным периодом ситуация существенно изменилась. Если в 1920-е гг. политика коренизации проводилась в условиях «капиталистического окружения» и демонстрировала «образцовое решение» национального вопроса, то в 1958 г. Польша уже не была одним из главных врагов, надобность в «витрине» отпала, да и проводники сталинской национальной политики сошли с политического Олимпа. Языковая составляющая школьной реформы значительно облегчала представителям национальных республик как получение образования в центральных вузах, так и продвижение по карьерной лестнице. В то же время язык титульной нации отнюдь не исключался полностью ни из образовательной сферы республики, ни из ее коммуникативного пространства, ни из гуманитарной науки. Можно с уверенностью утверждать, что хватало как недовольных проведенной реформой, главным образом из числа гуманитарной интеллигенции, так и тех, кто охотно воспользовался предоставившимися возможностями. Предложенный в результате школьной реформы 1958 г. курс был своеобразным методом советизации и интеграции при сохранении / признании национального многообразия населения страны.
Статья поступила в редакцию 11.03.2021.
Цитирование
Борисёнок Е. Ю. К вопросу о языковом аспекте школьной реформы 1958 г.: украинские и общесоюзные реалии // Славянский альманах. 2021. No 3–4. С. 98–125. DOI: 10.31168/2073-5731.2021.3-4.1.05