Карпатоукраинская скуса – от слова к персонажу
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2022.3-4.2.03Ключевые слова:
Искушение, Западная Украина, гуцулы, Карпаты, фольклор, мифологические рассказы, заговоры, персонификация демонической функцииАннотация
Целью работы является попытка объяснить появление персонажа скуса в западноукраинской мифологии через происхождение его названия, параллельно исследовав мотивы искушения в восточнославянском фольклоре. Формирование скусы как мифологического персонажа обусловлено высокой частотностью глагола кусити и его дериватов в говорах Западной Украины, глагола, обладающего негативными коннотациями и обозначающего соответствующую функцию Сатаны – искушать человека, провоцировать его на совершение неправедных поступков. На фоне относительно высокой «активности» рассматриваемых глаголов искушения в местной мифологической прозе со временем происходит персонализация этой функции и появляются имена-персонажи (скуса, покуса), аналогичные другим одно‐ функциональным персонажам типа лякайлы или блуда. Скуса, по сути идентичная черту, в силу своей недооформленности как персонажа лишена каких-либо определенных внешних черт и даже по своему грамматическому роду выступает в текстах то как женский, то как мужской персонаж. Впоследствии слово скуса начинает обозначать не только демона, но и разные болезни, преимущественно насланные; наконец, тот же глагол спокушати / спокусити / скусити используется как производный для обозначений лекарственных растений (скусiвник), применяемых для избавления от скусы.
Статья поступила в редакцию 13.03.2022.
Цитирование
Агапкина Т. А. Карпатоукраинская скуса – от слова к персонажу // Славянский альманах. 2022. No 3–4. С. 190–208. DOI: 10.31168/2073- 5731.2022.3-4.2.03