Непонятая литература, подозрительные пьесы и всемогущая цензура: к вопросу об идеологических противоречиях в польско-советских культурных контактах на рубеже 1920–1930-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2022.3-4.4.03Ключевые слова:
Польско-советские отношения, культурные контакты, ВОКС, культурная дипломатия, политика мягкой силыАннотация
В межвоенный период в межгосударственных отношениях возросла роль политики мягкой силы, предусматривающей расширение культурного влияния и пропаганду культурных достижений за границей. В СССР в рамках данной политики в 1925 г. было создано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. Незадолго до того получившее независимость польское государство входило в число стран, с которыми требовалось расширять культурные контакты, однако существовало множество факторов, мешавших развитию этого процесса. В частности, между стремящимся к коммунизму Советским Союзом, где в 1930-е гг. активно развивался социалистический реализм как новый метод в культуре и искусстве, и санационной второй Речью Посполитой, где были довольно сильны антисоветские настроения, не могло не возникнуть определенных идеологических противоречий. Они проявлялись практически во всех сферах культурного сотрудничества: в области кинематографа, театрального искусства, литературы и т. д. Несмотря на все усилия ВОКС, многие из них так и остались неразрешенными. В данной статье на материале архивных и публицистических источников рассматривается вопрос о роли идеологических разногласий в развитии двусторонних польско-советских контактов в сфере культуры на рубеже 1920–1930-х гг.
Статья поступила в редакцию 01.07.2022.
Цитирование
Семакина Т. Р. Непонятая литература, подозрительные пьесы и всемогущая цензура: к вопросу об идеологических противоречиях в польско-советских культурных контактах на рубеже 1920–1930-х гг. // Славянский альманах. 2022. No 3–4. С. 381–393. DOI: 10.31168/2073-5731.2022.3-4.4.03