Понятие «правды» в позднесредневековой Чехии
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2023.1-2.1.01Ключевые слова:
Чешское королевство, XIV–XV вв., старочешский язык, социолект чешской знати, гуситы, правда и истинаАннотация
В фокусе статьи находится семантическая трансформация старочешского термина pravda в политико-юридическом социолекте чешской знати конца XIV — XV в. Установлено, что в грамоте чешских панов от 5 мая 1394 г. выведен образ правды как «прямизны», однажды в прошлом установленного правового ориентира, любые отступления от которого недопустимы: паны заявили, что хотят Чешскую землю «поставить и привести к праву и ко правде — так, как она прежде при наших предках в правде стояла». Сформулированные панами Земские установления 1395 г. ссылаются на «древнее установление» и воспроизводят некоторые нормы «Статутов королевства» Карла IV 1355 г., однако в иных случаях противоречат письменному праву, представляя собой собственные представления составителей о справедливом общественном устройстве. Объяснение этому отыскивается в трактате Ондржея из Дубы «Земские права» (рубеж XIV–XV вв.), где термин «правда» означает субъективную позицию — мнение тяжущегося человека, считающего себя правым. В качестве лозунга гуситами XV в. была взята не «человеческая», но «Божья правда», которая в тогдашнем обществе воспринималась в качестве абсолютной истины. На Чаславском сейме 1421 г. было провозглашено, что должно принуждать всех к исповеданию Четырех Пражских статьей как «Божьих правд». Абсолютизация термина привела к тому, что правоведы-утраквисты второй половины столетия (Цтибор из Цимбурка и Викторин из Вшегрд) уже воспринимают термин pravda как объективную данность — истину.
Статья поступила в редакцию 28.02.2023.
Цитирование
Наумов Н. Н. Понятие «правды» в позднесредневековой Чехии // Славянский альманах. 2023. No 1–2. С. 12–33. DOI: 10.31168/2073- 5731.2023.1-2.1.01