Особенности репрезентации региональной идентичности персонажей А. Н. Карпюка в романе «Вершалинский рай» и повести «Данута»
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2023.1-2.3.04Ключевые слова:
Пограничье, фронтир, Кресы, тутейшие, идентичность, национальный миф, миф ФронтираАннотация
В пограничном регионе возникают условия для формирования особого типа мировосприятия, выражением которого становится появление самобытной региональной идентичности. Для творчества белорусского писателя А. Н. Карпюка характерно осмысление специфики регионального восприятия и последующий переход его на общенациональный уровень. Тексты произведений проанализированы с помощью основных структурных категорий пространственного мифа: свободы передвижения, социальной мобильности, логики восприятия персонажами пейзажа. По сюжету обоих произведений в ситуации неоднократной смены государственной принадлежности происходит становление местной и, позднее, национальной интеллигенции: учителя и священника. Баланс национального и регионального во многом определяется опорой на историческую традицию и современность. Вероятно, по идеологическим причинам эти сюжеты описаны автором по-разному, но структурное сходство двух историй позволяет проанализировать окружающее персонажей пространство с точки зрения особенностей выражения в художественном тексте мифа пограничья и специфики его восприятия.
Статья поступила в редакцию 27.01.2023.
Цитирование:
Ламм М. А. Особенности репрезентации региональной идентичности персонажей А. Н. Карпюка в романе «Вершалинский рай» и повести «Данута» // Славянский альманах. 2023. No 1–2. С. 303–313. DOI: 10.31168/2073-5731.2023.1-2.3.04