Код имени у И. Цанкара (роман «Нина»)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.1-2.12Ключевые слова:
роман «Нина» (1906), код имени, аксиологический аспект, словенская литература, XX векАннотация
В статье рассматривается роман крупнейшего словенского писателя Ивана Цанкара (1876–1918) «Нина» (1906), который исследователи и критики относят к самым необычным и сложным его сочинениям. Стараясь разгадать одну из загадок словенского классика и отталкиваясь от кода имени, ставшего названием произведения, предполагается показать, как в творческой лаборатории писателя шел процесс смены аксиологической парадигмы, который сопровождался и сменой ономастического кода. Этот процесс демонстрирует история создания драмы «Прекрасная Вида» (1911; первоначальное название «Хрепененье» – Hrepenenje), работа над которой шла одновременно с созданием текста романа «Нина». В задуманной драме Нина выступает в качестве персонажа, несущего в себе все нюансы, составляющие суть этого емкого термина: от мечтаний о любви и тоски по родине до чувства уносящей человека трансцедентной любви, устремленности ко всему прекрасному в жизни. Однако на завершающем этапе работы над пьесой И. Цанкар отходит от первоначального замысла и связывает символику хрепененья с именем Прекрасной Виды, знаковой для словенской культуры мифологемы, подчеркивая при этом в письмах друзьям и брату, что «это будет нечто совершенно новое и – наше». Таким образом, происходит смена ценностной художественной парадигмы в творчестве писателя, который, живя в мультикультурной среде европейской столицы и создавая произведения на родном языке, отказывается от литературного и культурного европейского кода в пользу своего национального.
Статья поступила в редакцию 04.09.2023.
Рецензирование завершено 05.09.2023.
Статья принята к публикации 12.03.2024.
Цитирование
Чепелевская Т. И. Код имени у И. Цанкара (роман «Нина») // Славянский альманах. 2024. No 1–2. С. 241–255. DOI: 10.31168/2073- 5731.2024.1-2.12