«Proces cum figuris»: отражение философско-эстетических концепций Д. Годровой в ее художественных произведениях
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.1-2.13Ключевые слова:
Чешская литература, постмодернизм, Даниэла Годрова, роман-инициация, архетипыАннотация
В статье рассматриваются основные философско-эстетические концепции теоретических работ Даниэлы Годровой (в первую очередь «Роман-посвящение» / Román zasvěcení), а также специфика их отражения в художественном творчестве автора. В первой части работы, основываясь на анализе завершающей главы труда «Роман-посвящение» – Proces cum figuris, – приводятся основные аспекты, на которые делает упор Д. Годрова: стиль, система персонажей (персонажи-архетипы), символьная структура (символы с архетипической семантикой). Во второй части работы данные аспекты рассматриваются в контексте художественных произведений автора, как 1990-х гг. (романная трилогия «Город мучений» / Trýznivé město), так и более современных произведений автора («Спиральные предложения» / Točité věty (2015), «Вызываю» / Vyvolávání (2010), «Эта близость» / Ta blízkost (2019)). Как теоретические, так и художественные тексты Д. Годровой отличаются гетерогенной структурой, сложной системой символов и аллюзий, уходящей в теорию генезиса романа и отдельных художественных приемов. Анализ специфики изложения материала в обеих областях работы автора является важным для понимания не только своеобразия творчества Д. Годровой, но и характерных особенностей постмодернистского нарратива в чешской литературе.
Статья поступила в редакцию 12.09.2023.
Рецензирование завершено 25.01.2024.
Статья принята к публикации 12.03.2024.
Цитирование
Кожина С. А. «Proces cum figuris»: отражение философско-эстетических концепций Д. Годровой в ее художественных произведениях // Славянский альманах. 2024. No 1–2. С. 256–273. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.1-2.13