Номадический принцип в романе «Бегуны» Ольги Токарчук
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.1-2.16Ключевые слова:
Ольга Токарчук, постмодернизм, номадология, ризома, «Бегуны», роман-«созвездие»Аннотация
Рассматривается творчество польской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе Ольги Токарчук в контексте номадологической теории постмодернизма. Теоретическую основу статьи составили постструктуралистские исследования Ж. Делеза и Ф. Гваттари, в которых предлагается новый подход к концепции существования современного человека, включающий в себя понятия «номад» и «ризома». Анализируется роман Токарчук «Бегуны», номадолологическая основа которого определяется композиционными принципами децентрализации, динамичности и вариативности художественной формы и содержания текста. Концептуальные основы как романа «Бегуны», так и всего литературного творчества Токарчук изложены в ее книге «Чуткий повествователь» («Czuły narrator»), в которой она обосновывает введение в прозу нового типа повествователя – нарратора от «четвертого лица», способного включить в себя точку зрения каждого персонажа, видеть больше и шире, существовать вне времени. В романе «Бегуны» Токарчук содержатся аллюзии на русскую культуру, в частности на мировоззрение «бегунов», старообрядцев, которые считали движение единственным путем к спасению. Экзистенциальный статус героев романа определяется подвижной природой личности и объясняется нарратором констатацией нестабильности человеческой идентичности. Темы миграции, ухода от традиций и стереотипов, психологические и социальные аспекты кочевого образа жизни определяют художественную специфику не только проанализированного романа, но и всего творчества Токарчук.
Статья поступила в редакцию 25.01.2024.
Рецензирование завершено 25.02.2024.
Статья принята к публикации 12.03.2024.
Цитирование
Жирова-Лубневская М. О. Номадический принцип в романе «Бегуны» Ольги Токарчук // Славянский альманах. 2024. No 1–2. С. 298–312. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.1-2.16