Он хотел быть «просто художником». К 100-летию со дня рождения Ежи Новосельского
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.1-2.18Ключевые слова:
Новосельский, икона, религия, лексическая экспрессия, философская эссеистика, современная иконописьАннотация
Раскрывая в статье основные вехи творческой биографии польского художника-иконописца Ежи Новосельского (1923–2011), столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году, мы ищем ключей к пониманию его творчества как порыва к духовной реальности, преображающей мир. Предметом нашего анализа стали мысли Новосельского о православии и искусстве, современной живописи и задачах художника, проблемах иконы и ее перспективах, а также о назначении иконописи, изложенные им как в форме эссе и очерков, так и в многочисленных интервью. Творчество Новосельского рассматривается как реализация миссии продолжения иконописной традиции и создания современной иконы в согласии с существующими канонами. Взгляды художника на иконопись во многом объясняют оригинальность его творчества, в котором sacrum и profanum выступают в единстве, благодаря чему в его работах стирается грань между картиной и иконой. В статье поднимается также проблема рецепции творчества художника в современном обществе, и в частности проблема непонимания со стороны единоверцев, которая, впрочем, не останавливала Новосельского в реализации его творческих планов.
Статья поступила в редакцию 03.07.2023.
Рецензирование завершено 01.02.2024.
Статья принята к публикации 12.03.2024.
Цитирование
Федюкина Е. В. Он хотел быть «просто художником» // Славянский альманах. 2024. No 1–2. С. 334–344. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.1-2.18