Он хотел быть «просто художником». К 100-летию со дня рождения Ежи Новосельского

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.1-2.18

Ключевые слова:

Новосельский, икона, религия, лексическая экспрессия, философская эссеистика, современная иконопись

Аннотация

Раскрывая в статье основные вехи творческой биографии польского художника-иконописца Ежи Новосельского (1923–2011), столетие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году, мы ищем ключей к пониманию его творчества как порыва к духовной реальности, преображающей мир. Предметом нашего анализа стали мысли Новосельского о православии и искусстве, современной живописи и задачах художника, проблемах иконы и ее перспективах, а также о назначении иконописи, изложенные им как в форме эссе и очерков, так и в многочисленных интервью. Творчество Новосельского рассматривается как реализация миссии продолжения иконописной традиции и создания современной иконы в согласии с существующими канонами. Взгляды художника на иконопись во многом объясняют оригинальность его творчества, в котором sacrum и profanum выступают в единстве, благодаря чему в его работах стирается грань между картиной и иконой. В статье поднимается также проблема рецепции творчества художника в современном обществе, и в частности проблема непонимания со стороны единоверцев, которая, впрочем, не останавливала Новосельского в реализации его творческих планов.

Статья поступила в редакцию 03.07.2023.
Рецензирование завершено 01.02.2024.
Статья принята к публикации 12.03.2024.

Цитирование
Федюкина Е. В. Он хотел быть «просто художником» // Славянский альманах. 2024. No 1–2. С. 334–344. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.1-2.18

Биография автора

  • Елена Владимировна Федюкина, Государственный университет им. А. Н. Косыгина, The Kosygin State University of Russia

    Кандидат культурологии, доцент
    Государственный университет им. А. Н. Косыгина
    129337, Хибинский проезд, д. 6, Москва, Российская Федерация
    Email: ladperezvon@gmail.com

Загрузки

Опубликован

2024-06-27

Выпуск

Раздел

История культуры