(Не)свобода в польском кино времен «зрелого социализма»
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.3-4.11Ключевые слова:
Кино Польши, проблема свободы, цензура, психологическая драма, образ моря, копродукции, анимацияАннотация
Статья посвящена проблеме (не)свободы в польском кинематографе 1970-х гг., рассмотренной в двух аспектах. Первый касается отношения государственных чиновников к цензурным ограничениям, существовавшим в тот период в искусстве Польши. Официальная точка зрения представлена в воспоминаниях вице-министра культуры Мечислава Войтчака. Второй аспект, интересующий автора в большей степени, касается имплицитного выражения ощущения несвободы в целом ряде фильмов того времени. Они не относятся напрямую к доминирующему во второй половине десятилетия направлению «кино морального беспокойства», но, скорее, дополняют его, а иногда предвосхищают. Это психологические драмы, где на первый план выходит внутренний мир героев, переживающих кризисные ситуации. Особое внимание уделено рассмотрению мотива психической болезни, возникающего в нескольких картинах, и связанного с ней локуса медицинского учреждения. Акцентируется образ моря, который может выполнять на экране различные функции: обещание свободы, отражение эмоционального состояния, мнимое освобождение. Среди отдельно стоящих примеров – польско-венгерская копродукция «В пути» Марты Месарош и анимационный фильм «Путешествие» Даниэля Шчехуры, в каждом из которых по-своему отразилось ощущение отчужденности и безысходности, характерное для эпохи.
Финансирование
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант No 22-18-00365, https://rscf.ru/project/22-18-00365/.
Статья поступила в редакцию 21.05.2024.
Рецензирование завершено 28.05.2024.
Статья принята к публикации 24.09.2024.
Цитирование
Вирен Д. Г. (Не)свобода в польском кино времен «зрелого социализма» // Славянский альманах. 2024. No 3–4. С. 228–241. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.3-4.11