Танатопоэтика прозы П. М. Андреевского (на примере сборника рассказов «Все лики смерти» и романов «Пырей» и «Туннель»)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.3-4.12Ключевые слова:
Македонская литература, Петре М. Андреевский, танатопоэтика, мотив смерти, мифопоэтика, магический реализм, прозаАннотация
В прозе классика македонской литературы Петре М. Андреевского (1934–2006) большую роль играет мотив смерти, который дает основания интерпретировать целый ряд его произведений с точки зрения танатопоэтики (термин, введенный австрийским славистом Оге Ханзен-Лёве в 1990-е). В данной статье на примере романов П. М. Андреевского «Пырей» («Пиреj», 1980) и «Туннель» («Тунел», 2003), сборника рассказов «Все лики смерти» («Сите лица на смртта», 1994) проанализирована совокупность способов и приемов художественной реализации данного мотива. Использование принципов магического реализма, сочетание рационалистического и мифическо-магического представления о мире наложило отпечаток на авторское видение смерти. Исследование танатопоэтики прозы писателя не только показывает формальную организацию данного мотива в его творчестве, но и является неотъемлемой частью философского восприятия мира. Танатопоэтика прозы П. Андреевского играет важную роль в формировании тематического и эмоционального содержания произведений автора, отражает его философские и эстетические устремления. Через воплощение образа смерти писатель стремится познать глубинные аспекты человеческого существования. Основное внимание автора уделено трагическим событиям национальной истории, когда македонцы продемонстрировали стойкость характера. Историческое тесно переплетено с народным: упоминаниями обрядов, мифов, снов.
Статья поступила в редакцию 21.05.2024.
Рецензирование завершено 18.06.2024.
Статья принята к публикации 24.09.2024.
Цитирование
Гаврилова П. Д. Танатопоэтика прозы П. М. Андреевского (на примере сборника рассказов «Все лики смерти» и романов «Пырей» и «Туннель») // Славянский альманах. 2024. No 3–4. С. 242–253. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.3-4.12