Поэтика комического в драматургии Матея Вишнека

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.3-4.13

Ключевые слова:

Вишнек, румынская драматургия, французская драматургия, комическое, абсурд, ХХ век

Аннотация

Статья обращается к двум пьесам Матея Вишнека, написанным в разные годы («Последний Годо» (1987) и «Замечательное путешествие медведей панда, рассказанное саксофонистом, у которого была подружка во Франкфурте» (1995)), с точки зрения поэтики комического. В основу анализа положены теоретические построения Богдана Дземидока, отраженные в работе «О комическом» (1974). Доказывается, что в указанных пьесах Вишнека встречаются основные приемы, выделенные ученым (видоизменение и деформация явлений, неожиданные эффекты и поразительные сопоставления, мнимое объединение разных явлений, отклонения от праксеологической или логической нормы). Кроме того, утверждается, что исследуемые произведения наследуют театру абсурда в том, что касается способов комического (отсутствие действия, вводящее в заблуждение название, повторы, псевдологика, количественный рост предметов, ускорение темпа, открытый финал, двойники, потеря памяти и т. д.), развиваются значимые для абсурдистов темы одиночества, распада и смерти. Основная функция комического у Вишнека – защитная, снижение драматического пафоса через смех. Гротеск, ирония и юмор нужны для того, чтобы вознестись над обстоятельствами и обрести господство над миром. 

Статья поступила в редакцию 12.03.2024. 
Рецензирование завершено 19.03.2024. 
Статья принята к публикации 24.09.2024. 

Цитирование
Усачева А. В. Поэтика комического в драматургии Матея Вишнека // Славянский альманах. 2024. No 3–4. С. 254–265. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.3-4.13

Биография автора

  • Анастасия Викторовна Усачева, Институт славяноведения РАН

    Младший научный сотрудник
    Институт славяноведения РАН
    119334, Ленинский проспект, д. 32-А, Москва, Российская Федерация
    E-mail: anastasia.usacheva@gmail.com

Загрузки

Опубликован

2024-12-27

Выпуск

Раздел

Литературоведение