«Югославская Атлантида» в балканской и центральноевропейской оптике Драгана Великича
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.3-4.14Ключевые слова:
постъюгославский дискурс, дискурс о Центральной Европе, Балканы, Драган ВеликичАннотация
В статье предлагается анализ книги эссе сербского писателя Драгана Великича «Yu-тлантида», вышедшей в 1993 г. и фиксирующей распад Югославии и постепенное прекращение существования общеюгославского культурного пространства. Критикуя сербских и хорватских националистов, Великич последовательно отвергает поляризацию пространства и заявляет о нефункциональности многих сложившихся оппозиций (сербский / хорватский, Византия / Рим, большевизм / фашизм) в отношении к нему. Великич в своей книге обращается к образам моста и пути, ключевым для балканской модели мира. Противопоставляются два моста – на Дрине (И. Андрич) и на Неретве (разрушение этого моста армией Тито в 1943 г. было одним из ключевых событий коммунистического мифа). Великич в применении к Югославии использует коммуникативные средства и мотивы, характерные для хорошо ему известного дискурса о Центральной Европе (М. Кундера, Ч. Милош, Д. Киш и др.), продолжая и развивая его. По Великичу, главная ценность Югославии – в совместном культурном творчестве населяющих ее народов. В этом же видели аксиологическую значимость Центральной Европы и участники дискуссий о ней в 1980-е гг.
Финансирование
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, грант No 22-18-00365, https://rscf.ru/project/22-18-00365/.
Статья поступила в редакцию 11.06.2024.
Рецензирование завершено 18.06.2024.
Статья принята к публикации 24.09.2024.
Цитирование
Поляков Д. К. «Югославская Атлантида» в балканской и центральноевропейской оптике Драгана Великича // Славянский альманах. 2024. No 3–4. С. 266–283. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.3-4.14