«Вечное настоящее». Фотографическое ви́дение Анджея Стасюка («На пути в Бабадаг»)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2024.3-4.16Ключевые слова:
Травелог, периферия, Центральная Европа, фотография, фрагментарность, экфрасис, путь, память, воображениеАннотация
В статье анализируется травелог известного современного писателя Анджея Стасюка. Книга посвящена пространству центральноевропейской провинции, опосредованному эмоциями меланхолии, тревоги, ностальгии, которые терзают повествователя, связанного с описываемой территорией отношениями свой / свой (а не свой / чужой). Анализируются ключевые для восприятия повествователем периферии Центральной и Юго-Восточной Европы категории распада, заката, безвременья и их место в структуре текста. Определяя используемую Стасюком нарративную стратегию как фотографическое ви́дение, автор статьи исследует ее художественно-психологические причины и задачи. Текст травелога польского писателя призван не столько зафиксировать увиденное, сколько имитировать подкрепленный воображением процесс припоминания, который, в свою очередь, реконструирует процесс ви́дения, а также бесконечно воспроизводит переживания зрителя фотографии. Это оказывается для повествователя единственным способом противостоять мучительной фрагментарности мироощущения. Анализируются место и задачи повторяющихся экфрасисов реальной фотографии А. Кертеса, а также роль фотографического ви́дения в попытке избежать исторической перспективы и достичь пространственного равновесия в болезненном для польской ментальности семантическом поле Польша / Восточная Европа / Центральная Европа / Европа.
Статья поступила в редакцию 30.05.2024.
Рецензирование завершено 04.06.2024.
Статья принята к публикации 24.09.2024.
Цитирование
Адельгейм И. Е. «Вечное настоящее». Фотографическое ви́дение Анджея Стасюка («На пути в Бабадаг») // Славянский альманах. 2024. No 3–4. С. 295–311. DOI: 10.31168/2073-5731.2024.3-4.16