Художественный концепт «граница» в творчестве Сергея Жадана середины 1990-х гг. – 2010-х гг.
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2025.1-2.15Ключевые слова:
Украинская литература, художественный концепт, С. Жадан, граница, УкраинаАннотация
Граница – одна из наиболее ярко выраженных пространственных доминант в творчестве Сергея Жадана. Художественный концепт «граница» представлен в его произведениях такими языковыми единицами, как «кордон», «межа» и др., может включать в себя лексему «остров» как ограниченное пространство и «вокзал» как метафорические ворота, место выхода в другую локацию. Он тесно связан с мотивом путешествия, дороги, вечного движения. В прозе и поэзии 2010-х гг. концепт «граница» становится более фундаментально связан с геополитическими, историческими, этнопсихологическими реалиями, находящимися вне литературного произведения, что характерно в целом для творчества Жадана, совмещающего злободневные вопросы современной действительности и неомифологизм. В этот период, в отличие от раннего, «граница» теряет семантику перехода. Линия границы перестает быть условной чертой, которую нужно преодолеть. Она становится местом постоянного пребывания, как пространственного, так и онтологического. Вокзал же, который раньше был символическими воротами перехода на другую сторону пространства, теряет свою основную функцию. Он становится местом, где люди могут найти приют, возможно, последний в своей жизни.
Статья поступила в редакцию 13.02.2025.
Рецензирование завершено 25.02.2025.
Статья принята к публикации 18.03.2025.
Цитирование:
Байдалова Е. В. Художественный концепт «граница» в творчестве Сергея Жадана середины 1990-х гг. – 2010-х гг. // Славянский альманах. 2025. No 1–2. С. 325–339. DOI: 10.31168/2073-5731.2025.1-2.15