Внешнее vs внутреннее: пространственная оппозиция в «Балканской трилогии» М. Вишнека
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2025.3-4.12Ключевые слова:
Пространство, Вишнек, драматургия, война на БалканахАннотация
В статье исследуются пространственные оппозиции в двух пьесах «Балканской трилогии» Матея Вишнека – «О женской сексуальности как поле боя в боснийской войне» (1996–1997) и «Слово прогресс, произнесенное мамой, звучало ужасно фальшиво» (2005). Анализируются бинарные структуры (внешнее / внутреннее, Запад / Балканы, жизнь / смерть, открытое / закрытое) на физическом, символическом и телесном уровнях, раскрывается их роль в репрезентации травмы балканских конфликтов. Представленные оппозиции выражают амбивалентность пространств: Балканы как локус страдания и памяти противопоставлены Западу, символизирующему порядок и вместе с тем цинизм; открытый мир как живой и несущий возможности, однако кажущийся небезопасным, противопоставлен закрытому миру как неопасному, но неживому. Границы (государственные, телесные, символические) выступают ключевыми элементами поэтики пьес. На телесном уровне исследуется утрата субъектности (изнасилование, проституция) и ее восстановление через действие. Несмотря на мрачный контекст, финалы пьес предлагают оптимизм: герои обретают агентность, выбирая между интеграцией во «внешний» мир или возрождением «внутреннего» (родина / дом). В статье подчеркивается, что для Вишнека преодоление травмы связано с активным освоением пространства и возвращением контроля над собственной историей.
Статья поступила в редакцию 01.08.2025.
Рецензирование завершено 10.09.2025.
Статья принята к публикации 16.09.2025.
Цитирование
Усачёва А. В. Внешнее vs внутреннее: пространственная оппозиция в «Балканской трилогии» М. Вишнека // Славянский альманах. 2025. No 3–4. С. 233–244. DOI: 10.31168/2073-5731.2025.3-4.12




