Андрич и Пастернак: два романа о творчестве (к проблеме семантики зимы)
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2020.3-4.4.01Ключевые слова:
Андрич, Пастернак, семантика зимы, мост, поэт, искусствоАннотация
В тексте сравнивается поэтика двух романов: «Мост на Дрине» И. Андрича и «Доктор Живаго» Б. Пастернака. Речь идет о «нетипичных» исторических романах (хроника / «житие»), которые по-разному относятся ко времени (линеарное время / преодоление линеарного времени; длительный временной период / мгновение), пространству (Вышеград / «вся Русь»; статичность / движение). В обоих романах речь идет о неуничтожимом художественном творчестве, которое преодолевает все времена, и о художественном произведении, сделанном из камня (мост) и из языка (поэзия), которое из нынешнего, конкретного уходит во вневременное, в вечность. В то время как зима и холод в романе Андрича представляют собой прекращение работ на постройке моста, в романе Пастернака зима является временем творческой деятельности. Зимы и холода в обоих романах прочитаны не только сквозь призму разных климатологических и географических измерений, но и сквозь призму игры, отношений внутренней и внешней теплоты и холода, сквозь призму фольклорных элементов и, конечно, сакральных.
Цитирование
Войводич Я. Андрич и Пастернак: два романа о творчестве (к проблеме семантики зимы) // Славянский альманах. 2020. Вып. 3–4. С. 289–313. DOI: 10.31168/2073-5731.2020.3-4.4.01