Вброд через реку перемен: категория границы в романе Дубравки Угрешич

Авторы

  • Наталия Витальевна Злыднева Институт славяноведения РАН

DOI:

https://doi.org/10.31168/2073-5731.2020.3-4.4.04

Ключевые слова:

Хорватия, Угрешич, текст, категория границы, 1980-е годы, балканская модель мира

Аннотация

В статье содержится попытка выявить соответствия / параллели между литературным текстом и «текстом» эпохи. За основу взят роман современной хорватской писательницы Д. Угрешич «Форсирование романа-реки» (1986): он рассматривается на фоне событий 1980-х годов в Хорватии. В качестве ведущего элемента поэтической структуры произведения выделяется категория границы. Она прослеживается на разных уровнях организации текста: в повествовательной композиции, сюжете, характеристике персонажей, нарративной конструкции в целом. В романе описываются различные границы (ментальные, экзистенциальные, государственные, языковые) и их функция в поэтике произведения, опирающегося на принципы постмодернизма: это литература о литературе. Социальный и культурный контекст, в котором возник роман, также демонстрирует категорию границы, которой можно описать особенности переходной эпохи. 1980-е годы в Хорватии отмечены состоянием транзита политической власти, экономического устройства, культурной парадигмы. В статье рассмотрены различные виды искусства, популярные направления и печатные издания, задававшие тон эпохи. Показано, что в литературе, искусстве, кино это был период подъема. Выход к новым рубежам описывается посредством категории границы, которая проявилась в различных принципах нарушения привычной художественной иерархии: интертекстуальности, совмещении высокого и низкого жанров (в кино и литературе), в усилении роли маргиналий (молодежная пресса), гибридизации медиа (слияние изображения и слова). Сознание порубежного существования породило «мусорную поэтику» как контр-культурный феномен эпохи. Роман Д. Угрешич содержит все эти признаки переходности, но кроме того, опирается и на глубинные слои литературной традиции, обнаруживая соответствия балканской модели мира. В этом плане в статье упоминаются мотивы моста-перехода в прозе И. Андрича, а также лестницы в рассказе А. Шоляна. Деструкция как ведущий принцип постмодернизма, тема гибели романа, проявившиеся в произведении Д. Угрешич, стали отражением переходной эпохи в жизни Хорватии, ее культуры, отмеченной символической границей существования.

Финансирование
Настоящая статья подготовлена в рамках проекта «Россия и Венгрия на перекрестке культур Востока и Запада: проблема пограничья», поддержанного грантом РФФИ No 18-512-23002 (2018–2021).

Цитирование
Злыднева Н. В. Вброд через реку перемен: категория границы в романе Дубравки Угрешич // Славянский альманах. 2020. Вып. 3–4. С. 363–382. DOI: 10.31168/2073-5731.2020.3-4.4.04

Биография автора

  • Наталия Витальевна Злыднева, Институт славяноведения РАН

    доктор искусствоведения, зав. отделом истории культуры славянских народов Института славяноведения РАН.

    E-mail: natzlydneva@gmail.com

Загрузки

Опубликован

2020-12-01

Выпуск

Раздел

Литературоведение