Изображение военных действий в современной боснийской литературе
DOI:
https://doi.org/10.31168/2073-5731.2025.3-4.11Ключевые слова:
Боснийская литература, Джевад Карахасан, Миленко Ергович, Весна Капор, Феджа Штукан, Озрен КэбоАннотация
В статье на материале «осажденной» (Дж. Карахасан, М. Ергович, О. Кэбо) и послевоенной (В. Капор, Ф. Штукан) боснийской литературы показаны разные подходы к изображению военных действий 1990-х гг. на территории распадающейся Югославии. Основное внимание сосредоточено на художественных средствах (ольфакторная, аудиальная, визуальная образность), используемых для создания образа войны. К ольфакторной образности обращаются Ергович и Капор для создания контраста между мирным и военным временем. Вкусовые образы наиболее ярко разработаны в «Сараеве для начинающих» Кэбо, где вкус войны – это вода из канистры, пустой рис и крапива вместо шпината. Аудиальные образы, сопровождающие персонажей всех анализируемых произведений, – повторяющиеся взрывы и стрельба, постепенно становящиеся новой нормой реальности. Для Штукана образ тишины становится признаком опасности, предвестником бури, тогда как у Капор – это пространство травмы. Визуальные образы показывают разрушения, принесенные войной, однако авторы «осажденной» литературы часто описывают новые виды своего города заметно более подробно, тогда как Капор и Штукан ограничиваются несколькими краткими упоминаниями. Отсутствие света становится для избранных произведений «осажденной» литературы также и метафорой конца света.
Статья поступила в редакцию 01.08.2025.
Рецензирование завершено 03.09.2025.
Статья принята к публикации 16.09.2025.
Цитирование
Шатько Е. В. Изображение военных действий в современной боснийской литературе // Славянский альманах. 2025. No 3–4. С. 223–232. DOI: 10.31168/2073-5731.2025.3-4.11




